Троице-Сергиева Лавра. Академический храм. Проповедь. Спокойно и тихо разливаются по храму слова архипастыря-проповедника. А голос, будто легкий ветерок в степи, затрагивает струны души… Думал ли я тогда, что его убедительные слова со временем прорастут в моем сердце, а жизненная дорога приведет меня к необыкновенному человеку, в котором соединилось воедино немало добродетелей: молитва – от любви, любовь – от радости, радость – от кротости, кротость – от смирения, смирение – от служения, служение – от надежды, надежда – от веры, вера – от послушания, послушание – от простоты.
Это был архиепископ Дмитровский Владимир, ректор Московских духовных школ. Я смотрел на него: глаза излучали мудрость, лицо – красоту, а сердце – доброту и простоту. Вслушался в слова (это была проповедь против уныния, за торжество жизни полной, честной и светлой, жизни, предписанной Господом) – они звучали, как гимн, как поэзия.
Таким я запомнил Владыку Владимира, такой он для меня и сегодня, хотя уже прошли годы, которые принесли незаурядные изменения в мою жизнь.
В 1992 году на Харьковском Архиерейском Соборе он Промыслом Божьим и изволением Духа Святого был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. А я тогда был экономом Свято-Успенской Почаевской Лавры. Решение Собора воспринял с внутренней радостью, разделяя мысли братии монастыря, что Церковь в Украине получила мудрого Предстоятеля, и своевременно.
Это было сложное для Церкви время, период расколов и гонений. И он понимал, какой трудный крест возложен на него и как нелегко будет нести ответственность за себя, пастырей и паству. И он понес… и несет по сей день.
Через четыре года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви я был избран наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, а монастырю присвоен статус ставропигиального.
Приезды Блаженнейшего Митрополита Владимира, священноархимандрита нашей обители, всегда праздник для братии и богомольцев. Его проповеди, обращения к насельникам пронизаны родительской опекой и любовью. Это философия жизни и веры – это поэзия души: он немногословен, но глубина его мыслей – в его совести. Его простота в общении с монастырской братией исполнена мудростью, как духовной, так и жизненной, уверенностью в правоте Божьего служения, которое он совершает.
Из общения с ним я взял многое – это человек высокой культуры, многогранных душевных дарований, достойный наследования.
Навсегда сохраню в памяти день своей епископской хиротонии, переживание и какой-то внутренний душевный страх – все сгладилось самим богослужением и присутствием Блаженнейшего Владыки Владимира. Благодать архипастырского служения и жезл как символ епископской власти я принял как раз из его рук.
Наставления его приемлю и с любовью исполняю, потому что, как сказал мне тогда Блаженнейший Митрополит, «деятельность епископа – это служение любви вплоть до самопожертвования, и имеет особый характер: ты будешь продолжать исполнять обязанности наместника Святой Лавры – второй по значению нашей национальной святыни». Я понял, что должен сохранить этот форпост православия, так как именно отсюда, как отметил Владыка, «должен звучать на всю Западную Украину голос любви, мира, согласия и единства». В его глазах светилась тогда родительская любовь, материнская ласка; голос был кроткий и добрый.
Блаженнейший Митрополит Владимир всегда выслушивает меня и помогает своими советами. Несколько раз мы были с ним на Верле в бывшем имении благочестивой основательницы Почаевского монастыря Анны Гойской. Как любит наш Предстоятель природу, как всматривается в небосклон, очаровывается пением птиц и вдыхает аромат полевых трав! А на устах – тихие поучительные слова, и каждое слово, словно орех, – разбил, а там зерно-ядро. Во всем взвешенность: в разговоре, совете и даже в простом вопросе…
Прежде чем дать согласие на канонизацию преподобного Амфилохия Блаженнейший Митрополит Владимир, несколько раз приезжая в Почаев, ходил на монастырское кладбище к могиле преподобного; разговаривал с людьми, которые знали игумена Иосифа при жизни; изучал их воспоминания. И только после сбора всех необходимых доказательств Священный Синод вынес решение о прославлении его в лике святых.
В каждом человеке он видит образ и подобие Божье. И обращает внимание только на хорошее, так как добро всегда порождает добро. Бывая в Почаевской Лавре, он каждый раз проходит по портретной галерее наместников и священноархимандритов монастыря, вглядывается в их лица, будто о чем-то спрашивает и вслушается в ответ. Это воистину поэтическая, необыкновенная душа молитвенника за нас всех, за вверенную ему паству и за нашу Церковь.
Троице-Сергиева Лавра. Академический храм. Проповедь. Спокойно и тихо разливаются по храму слова архипастыря-проповедника. А голос, будто легкий ветерок в степи, затрагивает струны души… Думал ли я тогда, что его убедительные слова со временем прорастут в моем сердце, а жизненная дорога приведет меня к необыкновенному человеку, в котором соединилось воедино немало добродетелей: молитва – от любви, любовь – от радости, радость – от кротости, кротость – от смирения, смирение – от служения, служение – от надежды, надежда – от веры, вера – от послушания, послушание – от простоты.
Это был архиепископ Дмитровский Владимир, ректор Московских духовных школ. Я смотрел на него: глаза излучали мудрость, лицо – красоту, а сердце – доброту и простоту. Вслушался в слова (это была проповедь против уныния, за торжество жизни полной, честной и светлой, жизни, предписанной Господом) – они звучали, как гимн, как поэзия.
Таким я запомнил Владыку Владимира, такой он для меня и сегодня, хотя уже прошли годы, которые принесли незаурядные изменения в мою жизнь.
В 1992 году на Харьковском Архиерейском Соборе он Промыслом Божьим и изволением Духа Святого был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. А я тогда был экономом Свято-Успенской Почаевской Лавры. Решение Собора воспринял с внутренней радостью, разделяя мысли братии монастыря, что Церковь в Украине получила мудрого Предстоятеля, и своевременно.
Это было сложное для Церкви время, период расколов и гонений. И он понимал, какой трудный крест возложен на него и как нелегко будет нести ответственность за себя, пастырей и паству. И он понес… и несет по сей день.
Через четыре года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви я был избран наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, а монастырю присвоен статус ставропигиального.
Приезды Блаженнейшего Митрополита Владимира, священноархимандрита нашей обители, всегда праздник для братии и богомольцев. Его проповеди, обращения к насельникам пронизаны родительской опекой и любовью. Это философия жизни и веры – это поэзия души: он немногословен, но глубина его мыслей – в его совести. Его простота в общении с монастырской братией исполнена мудростью, как духовной, так и жизненной, уверенностью в правоте Божьего служения, которое он совершает.
Из общения с ним я взял многое – это человек высокой культуры, многогранных душевных дарований, достойный наследования.
Навсегда сохраню в памяти день своей епископской хиротонии, переживание и какой-то внутренний душевный страх – все сгладилось самим богослужением и присутствием Блаженнейшего Владыки Владимира. Благодать архипастырского служения и жезл как символ епископской власти я принял как раз из его рук.
Наставления его приемлю и с любовью исполняю, потому что, как сказал мне тогда Блаженнейший Митрополит, «деятельность епископа – это служение любви вплоть до самопожертвования, и имеет особый характер: ты будешь продолжать исполнять обязанности наместника Святой Лавры – второй по значению нашей национальной святыни». Я понял, что должен сохранить этот форпост православия, так как именно отсюда, как отметил Владыка, «должен звучать на всю Западную Украину голос любви, мира, согласия и единства». В его глазах светилась тогда родительская любовь, материнская ласка; голос был кроткий и добрый.
Блаженнейший Митрополит Владимир всегда выслушивает меня и помогает своими советами. Несколько раз мы были с ним на Верле в бывшем имении благочестивой основательницы Почаевского монастыря Анны Гойской. Как любит наш Предстоятель природу, как всматривается в небосклон, очаровывается пением птиц и вдыхает аромат полевых трав! А на устах – тихие поучительные слова, и каждое слово, словно орех, – разбил, а там зерно-ядро. Во всем взвешенность: в разговоре, совете и даже в простом вопросе…
Прежде чем дать согласие на канонизацию преподобного Амфилохия Блаженнейший Митрополит Владимир, несколько раз приезжая в Почаев, ходил на монастырское кладбище к могиле преподобного; разговаривал с людьми, которые знали игумена Иосифа при жизни; изучал их воспоминания. И только после сбора всех необходимых доказательств Священный Синод вынес решение о прославлении его в лике святых.
В каждом человеке он видит образ и подобие Божье. И обращает внимание только на хорошее, так как добро всегда порождает добро. Бывая в Почаевской Лавре, он каждый раз проходит по портретной галерее наместников и священноархимандритов монастыря, вглядывается в их лица, будто о чем-то спрашивает и вслушается в ответ. Это воистину поэтическая, необыкновенная душа молитвенника за нас всех, за вверенную ему паству и за нашу Церковь.